Сборник канонический
Первая четверть XV века
Бумага, рукопись, переплет старый ‒ доски с желобками в сыромятной коже с примитивным тиснением, 5-ю железными гвоздиками на нижней крышке и шпеньками для застежек.
181 л., 8° (14x10 см)
© Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
РК-135
Книга написана полууставом одной руки в одну колонку по 15 строк на странице. Среди текстов ‒ «Слово от книг преподобнаго отца Никона о иже недостойне священьствуя», «Предисловие покаянию. Правило святых отець сборных всея вселеныя», «Правила святыхъ апостолъ и святыхъ отець», «Правила святого и вселеньскаго сбора 4-го, иже в Халкыдоне, 630, правило 25», «Поучения святыхъ апостолъ» и прочее.
На л. 1 имеется помета «Преподобнаго отца нашего Кирилла. Правилца ветхы», записанная полууставом XVI века (последние два слова киноварью). На обрезе помета: «Правила Ч». Создание этой рукописи предание приписывает самому Кириллу Белозерскому.
Переплет старый – доски с желобками в сыромятной коже с примитивным тиснением, пятью железными гвоздиками на нижней крышке (четыре – в качестве жуков, пятый – для прикрепления застежки) и шпеньками для застежек (сами застежки утрачены).
Филиграни: 1) л. 3 и 5 – край филиграни «цветок», по которому трудно определить весь знак; на л. 10 и 11– край непонятного знака; 2) л. 20 – 135 – филигрань «корона» типа, по Мошину, наиболее близкого к № 3247, а, по Брике, к № 4619, указывающему на 1390 – 1399 гг., и № 4618 – 1413 г.; по Лихачеву, вод. зн., типа № 364–366 – 1421 г.; 3) л. 179 и 187 — виден краешек водяного знака, по-видимому, «буква I».
Полуустав одной руки по 15 строк в одну колонку на странице. Номера тетрадей — в середине нижнего поля в начале тетрадей. Заголовки и инициалы киноварные; некоторые инициалы разрисованы. Старая фолиация начата с л. 2, и пропущены номера 70–79.
Содержание:
Л. 2 – 9 – «Слово от книг преподобнаго отца Никона о иже недостойне священьствуя».
Л. 10 – 60 – «Предисловие покаянию. Правило святых отець сборных всея вселеныя», в том числе на л. 23 киноварный заголовок: «Правила святыхъ апостолъ и святыхъ отець» (эту любопытную подборку, составленную, возможно, самим Кириллом и касающуюся главным образом бытовых отношений мирян, мы печатаем в Приложении 2), на л. 32 об. — «Правила святого и вселеньскаго сбора 4-го, иже в Халкыдоне, 630, правило 25», на л. 42 — «Поучения святыхъ апостолъ». Среди выписок о различных епитимиях есть, по мнению Варлаама, добавленные составителем сборника. Интересны (не они ли добавлены?) выписки о тех, кто «ходит к волхвам и ворожеям, или узлы емлеть потворения» (л. 26 об.), о тех, кто «приложыпе нос, или уста, ли браду, ли главу чию смехом срамоте подобно» (л. 32), о том, что «депо убо есть попом и всяким покаяльникам укланятися всяких песен бесовских, гусли и сопели, и плясания, и игр нечистых... наипаче же скоморах и кудесник» (л. 36 об.), об «упитии до блевания» и до беспамятства (л. 47 об.), о том, «аще поп зверь ловить, или птице или ястреб носит, или играет лекы и шахи» (л. 51) и др. Много правил, касающихся сексуальных прегрешений.
Л. 61 – 71 – Вопросы и ответы Константинопольского собора, на котором были русские митрополит Максим и епископ Саранский Феогност; начинаются двумя киноварными строчками: «Седящим святымъ патриархом въ церкви святыа София»; на л. 68 — ответ на вопрос о «приходящих от несториан, и от яковит, и от татар, како подобаеть крщати»; вопросы обозначены буквой «в» в красном кружочке, ответы — буквой «ѿ» тоже в красном кружочке.
Л. 71 об. – 80 – Поучение архиерея новопоставленному священнику.
Л. 80 об. – 84 – «Правило иереем иже не облачатися в вся священный ризы или неразумием, или гордостию, или леностию» с толкованием значения отдельных частей облачения.
Л. 84 – 88 – «Слово Малахея пророка о волховании» (о царе Осии) и 20-е правило Никейского собора.
Л. 88 – 99 об. – «Изложение, рекше въспоминание, бывшаго церковнаго съединения при Константине и Романе»; л. 99 об. — «А се правило о треженцехъ».
Л. 101– «О безаконных брацех, сиречь о кровосмешеньи».
Л. 108 об. – 126 об. – «Святыхъ апостолъ правил 9» о поведении духовных и мирских лиц, в том числе о запрещении духовным лицам устраивать пиры вскладчину («от слогов пиры творити», л. 116 об. —117), об ответственности за воспитание детей, «о блудниках и прелюбодеях» и правила о браках.
Л. 126 об. – 128 – «О постех, их же сборная церкви предасть православнымъ христьяном святых апостолъ правила 69» (выписки «от Лавсаика», из правил собора «иже в Гангре» и «святого Василия»).
Л. 128 – 132 – «Слово Иоанна Златоуста о брашне и питии и о молитве различней».
Л. 133 – 137 – «Правило о чернецехъ, аще чернець въ великом образе впадеть в блуд» и другие правила монашеского поведения, а также наказания за их нарушения — в том числе за мытье в бане, за хождения «на людскую трапезу и на браки и в зборныя пиры», за то, что «аще чернець, боля, пиеть былие или тело мажеть». Здесь любопытно наказание тех монахов, кто «принесеть что-любо в монастырь»: «аще игумен в келий что обрящеть у черньца — ли ризу, ли сапоги, ли до медницы, да сожьжеть ему на главе» (л. 134); то же предписывается делать, «аще ли обрящють у него злато или сребро», и «аще не умреть — епитемьи 6 лет» (л. 136).
Л. 137 – 140 – «Св. Савы правило 10-е», «Правило св. Николы патриарха Костянтинаграда. Вопрос Ивана Молчальника Св. Горы» (л. 137 об.) и «Ответы преблаженаго митрополита Ираклийскаго Никиты предложенымь ему въпрошениемь от Костянтина Памфилийскаго».
Л. 140 – 143 – «О том, колика и какова места суть епитемиям, рекше запрещениемь» – толкование четырех видов «запрещения»: «плакания», «послушания», «припадания» и «стояния с верными».
Л. 143 – 159 – «Слово божественное о покаянии».
Л. 159 – 161 – Ответы Феодора Сикеота о запрещении мыться в день причащения и о необходимости духовным лицам туго подпоясываться, а также «Правило святых апостол» о том, что «раба в крилось поставити без господьскы воля» запрещается: «Аще ли когда достоинъ будеть на доставление, яко же и нашь Онисимъ явися, да преже просить его у господина, и отпустить и на свободу из дому своего. Тако же и в монастырь ни единого же приимати раба на пострижение бес повеления своего господина».
Л. 161 – 162 – «Ино сказание о образе греховне» – о четырех причинах греха: «по невежьству», «по празньству», «по нужи» и «по любви».
Л. 162 об. – 165 об. – «Ино сказание еже во сне съблажнение, сему целба».
Л. 165 об. – 177 – толкование евангельской притчи о человеке, «впавшем в разбойники», и «от правил святых апостол» поучение о значении и обязанностях монашества (л. 166 об.).
Л. 177 об. – 178 – мелкие выписки и толкования выражений Апостола и Григория Богослова, а также — «о смертных грехах» — «от Зерцала» (л. 178).
Л. 178 об. – 179 об. – «Святого Василия – о причащении въпрос: аще достоит, не сущу священнику, рукою своею причаститися, — ответъ».
Л. 179 об. – 181 об. – «Въспрос о святемь причащени».
Приписки и пометы: «Богоявленьскаа вода прежде доры пити, 1 августово священие вода пити после доры» (л. 181 об., полууставом XV в.); «Преподобнаго отца нашего Кирилла. Правилца ветхы» (л. 1, полууставом XVI в., последние два слова киноварью); «От Никонских правил» (там же, скорописью XVII в.); под этим названием книга значится в рукописной Описи 1601 г. На обрезе помета: «Правила Ч».
Содержание подробно описано Варлаамом (№ XIV, с. 61–65), который опубликовал и две последние статьи этого сборника, ранее напечатанные С. П. Шевыревым (Поездка в Кирилло-Белозерский монастырь. Вакационные дни проф. С. Шевырева в 1847 г., ч. II. М., 1850, с. 19).
Написание этой рукописи предание приписывает самому Кириллу Белозерскому (Шевырев С. П. Там же, с. 18). С определенным нами как почерк Кирилла Белозерского письмом «54»-й тетради Сборника РНБ, Кирилло-Белозерское собр., № XII, ее уставной почерк отождествить, однако же, трудно.