Икона Богоматери «Одигитрия»
Около 1397 года
Москва
Дерево, темпера.
72,0 х 50,0 см
Происходит из местного ряда Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
Поступила в 1931 году из ЦГРМ
© Третьяковская галерея
Инв. № 22943
По преданию, эта икона в 1397 году была принесена преподобным Кириллом Белозерским, основателем Успенской обители, из московского Старого Симонова монастыря, где находилась в его келье. Считалось, что именно перед ней молился святой, когда ему явилась Богоматерь и повелела идти на Белое озеро. Согласно описям Кирилло-Белозерского монастыря, на протяжении XVI–XVII веков чтимую икону дважды украшали драгоценными окладами, а в XVII столетии поместили в специальный киот с изображениями преподобных Кирилла Белозерского и Сергия Радонежского.
По иконографии этот образ принадлежит к одному из древних вариантов Одигитрии, в котором Богоматерь с Младенцем представлены в трехчетвертных поворотах, с жестами взаимного обращения друг к другу. Божия Матерь склоняется к Христу, словно прося о милости к человеческому роду, а Младенец отвечает Ей благословением. В византийском искусстве такие изображения иногда подписывались «Перивлептос» (Прекрасная), вероятно, в напоминание о сходстве с главной святыней монастыря Богородицы Перивлепты в Константинополе, основанного в XI веке, – близкой по композиции иконой Богоматери с Младенцем. После обновления этого монастыря в конце XIII столетия, подобная иконография получила особенно широкое распространение в странах византийского мира. О том, что она была известна и на Руси, свидетельствует не только икона из Кирилло-Белозерского монастыря, но и ряд других произведений XIV века, созданных в разных художественных центрах.