Сборник богослужебный (Святцы)
Пергамен, рукопись, переплет позднейший ‒ доски в коже с тиснением, пятью жуками (на нижней крышке) и застежками
380 л. (по нумерации 383), 16° (11,0×8,0 см)
© Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
РК-136
Возможно, автограф Кирилла Белозерского
Пергамен. Устав или крупный полуустав одной руки. На страницах по 15 строк в одну колонку. Номера тетрадей – в наружных углах на оборотах последних листов, сохранились редко и видны плохо. На некоторых листах хорошо видна оттиснутая разлиновка. Заголовки и инициалы киноварные без украшений, лишь иногда с элементами вязи.
По традиции и у Варлаама (с. 13 – 14) этот сборник называется святцами, что не совсем точно: «Последование церковного пения от месяца септевриа до месяца августа», т. е. собственно святцы с тропарями и кондаками, занимает лишь л. 21 об. – 218; предшествует ему «Служба во святую великую неделю Пасхи», а следуют «Въследование святыя четыредесятници» и другие богослужебные тексты (см. в «Обозрении» Варлаама, с. 14); на л. 371 – 375 – таблицы, называемые Варлаамом «пасхальными»; завершают Сборник три поучения.
Древность святцев, замечает Варлаам, «очевидна из того уже, что в них весьма мало находится имен русских святых и нет, например, великой княгини Ольги, Антония и Феодосия Печерских, Алексея митрополита Московского, Сергия Радонежского и друг.» (с. 13). Но надо заметить, на полях встречаются сделанные другим почерком приписки-добавления имен: «отца нашего Сергия» (Радонежского) (л. 41 об.), Парасковии (л. 54 об.), Варлаама Хутынского (л. 72), Игнатия Ростовского (л. 171 об.), а также Арсения архиепископа Сербского (л. 66), Саввы Сербского (л. 121 об.) и Кирилла епископа Таланского (л. 141 об.) – под 14-м февраля (не день ли это именин Кирилла Белозерского?). На л. 105, где в основном тексте отмечена память «Петра митрополита чюдотворца рускаго», на полях приписана продолжительность его правления церковью («лет 18 и месяц 6») и, кажется, годы его жизни. Приписка читается с трудом и не полностью из-за значительной загрязненности и потертости пальцами. Она схожа с записью в синаксаре Псалтири, которую традиция приписывает перу митрополита Киприана (ГБЛ. МДА фунд., № 142. Л. 219 об.): «В тъй же день преставися всесвященный архиепископ богоспасенаго града Киева и всея Руси Петр митрополит в лето 6834. Пас церковь Божию лет 18 и 6 месяць».
«По устному преданию, – отмечает Варлаам, – Святцы сии писаны самим преп. Кириллом». На поле л. 1 об. написано почерком XVIII в.: «Святцы угодника Божия».