Божественную литургию в Успенском соборе в престольный праздник обители возглавил митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий. По прибытии в монастырь он поклонился раке с мощами преподобного Кирилла Белозерского, а затем в сослужении братии монастыря в священном сане, клириков Вологодской епархии, насельников Новоспасского (г. Москва) и Спасо-Прилуцкого (г. Вологда) мужских монастырей совершил праздничную литургию.
Литургические песнопения, восхищавшие молящихся своей стройностью, исполнил хор Спасо-Прилуцкого монастыря под управлением Андрея Оводова.
Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, д. Аксеново Кирилловского района иерей Кирилл Виноградов произнёс проповедь, в которой рассказал об основателе монастыря: «Дорогие братья и сестры, сегодня мы торжественно прославляем преподобного и богоносного отца нашего преподобного Кирилла Белозерского Чудотворца. Когда молишься в этом величественном Успенском соборе, то, конечно, вспоминаешь, с чего начиналось возрождение этой обители. Сначала был образован приход и богослужения проводились в храме преподобного Сергия Радонежского на территории Малого Иоанновского монастыря, части Кирилло-Белозерского монастыря. Там молилась небольшая община. Спустя несколько лет для проведения богослужений был открыт храм преподобного Кирилла, в котором почивают его святые мощи. И уже несколько лет в День памяти преподобного Кирилла, а также второй год каждое воскресенье в летний период, проходят службы в Успенском соборе. Так, постепенно, шаг за шагом возрождается Кирилло-Белозерский монастырь. И может быть по милости Божией мы с вами доживём до того времени, когда во всех храмах этого монастыря будут идти богослужения и будет многочисленная братия.
Также, постепенно, шаг за шагом, здесь росла обитель после того как пришёл преподобный Кирилл Белозерский. Из жития преподобного Кирилла мы знаем, что он, будучи 60-летним старцем в священном сане, пришёл суда из Москвы со своим другом и сомолитвенником преподобным Ферапонтом. После того, как преподобный Ферапонт ушёл от преподобного Кирилла, основав свой монастырь, преподобный Кирилл стал жить один. И со временем вокруг него стали поселяться ученики. Кто-то пришёл из Московского Симонова монастыря, где ранее подвизался преподобный Кирилл, а кто-то присоединился к братии обители из местных жителей. Так образовался общежительный монастырь, были построены храмы, в которых стали совершаться богослужения.
Из жития преподобного Кирилла мы знаем, что он шёл сюда не для того, чтобы основывать обитель. Суета столицы мешала ему, и душа его жаждала уединения для подвигов и молитвы. Но нигде в его житии не говорится, что когда к нему стали приходить ученики, поселяться рядом с ним, что он их ругал или прогонял. Он принял с любовью людей, которые к нему приходили, потому что любовь Христова жила в преподобном Кирилле и для многих людей он был маяком ко спасению. И поэтому у него появились многочисленные ученики, он с любовью окормлял всех, кто к нему пришёл и пожелал остаться. Преподобный Кирилл для всех них был любящим отцом и таким же отцом он является для нас, потому что мы знаем, что преподобный Кирилл жил не только много веков назад, но жив и сейчас, предстоит перед Богом духом своим, молится за всех нас.
Святителя Игнатий Брянчанинов говорил, что самое главное, что ждёт от нас Бог – это смирение и покаяние. Но эта жертва неразрывно связана с добродетелью, которая должна быть у всех нас – это любовь Христова. Именно не та любовь, когда мы любим того, с кем нам хорошо, а когда мы любим всех людей: и врагов и друзей. Это и есть та жертвенная любовь, которая была у преподобного Кирилла Белозерского, и благодаря его любви, его молитве из небольшой монашеской общины вырос такой огромный, когда-то очень богатый монастырь. Конечно, мы должны не только в этот день, но и постоянно призывать преподобного Кирилла в своих молитвах, чтобы он был ходателем перед Престолом Божиим в своих молитвах за нас, чтобы он научил нас той любви, которая была у него ко всем людям, и молитвами преподобного Кирилла мы проявляли любовь друг к другу, к ближним, и двигались по пути спасения для того, чтобы соединиться с Богом».
По окончании Божественной литургии митрополит Игнатий обратился к многочисленным паломникам и прихожанам со словами приветствия и поздравлением с престольным праздником обители.
Были удостоены награждения архиерейскими грамотами в честь престольного праздника и за труды во славу Христовой церкви директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Николаевич Шаромазов, насельники Кирилло-Белозерского монастыря иеромонах Нил (Андрощук), иеромонах Николай (Ананьев), иеродиакон Даниила (Хмелёва), прихожане Татьяна Васильевна Городова, Валентина Александровна Лямичева, Ирина Александровна Москвина, Светлана Александровна Григорьева, Надежда Львовна Фомичёва, Ольга Николаевна Дружинина.
С приветственным словом к митрополиту Игнатию обратился наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук).
Он поблагодарил владыку за совершение Божественной литургии в праздничный день и преподнес на молитвенную память от братии монастыря и Кирилловского благочиния икону Вологодских святых.
После богослужения паломников ожидала праздничная трапеза.
В этот праздничный день кирилловчане ощутили всю полноту служения литургии архиерейским чином, отличавшуюся особым благодатным усердием пастырей и паствы, особой красотой и умиротворением.
После службы в Трапезной палате Кирилло-Белозерского музея-заповедника состоялось открытие экспозиции икон, хранящихся в Третьяковской галереи - образа основателя монастыря преподобного Кирилла, написанного при его жизни преподобным Дионисием Глушицким, а также иконы «Богоматерь Одигитрия» конца XIV века, которая находилась у преподобного Кирилла во время его длительных поисков места для свершения подвижнических подвигов, указанного Богородицей.
Кроме того, в этот же день в Народном доме открылась выставка иконописного и декоративно-прикладного искусства «Преподобный Кирилл Белозерский и редкие варианты иконографии» из собраний музеев Архангельской, Вологодской и Ярославской областей, из частных коллекций московских Музея русской иконы и Фонда апостола Андрея Первозванного, музея «Невьянская икона» из Екатеринбурга, а также от коллекционеров Москвы, Ярославля и Саратова.