«Первая часть конференции была посвящена преподобному Кириллу Белозерскому, судьбе монастырской обители. Большое внимание ученые уделили понятию «редкости» в иконографии русских святых и иконографическим решениям в житийных циклах», – пояснил директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов.
О вкладе монахов XVI века в развитие Кирилло-Белозерского монастыря участникам конференции рассказала заведующая отделом древней истории России Санкт-Петербургского института истории РАН Зоя Дмитриева. С серьезным докладом выступил сотрудник научно-исторического архива Института истории РАН Никита Башнин, который говорил о почитании преподобного Дионисия Глушицкого в XV-XIX веках. Именно Глушицкий считается иконописцем, создавшим прижизненный образ преподобного Кирилла Белозерского.
Научные сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина и Лидия Глызина рассказали о формировании надгробного комплекса преподобного Кирилла Белозерского и храмах, посвященных кирилловскому святому.
Опытом классификации редких сюжетов и изводов русской иконописи поделилась член-корреспондент Российской академии художеств Ирина Бусева-Давыдова.
Известный искусствовед, редактор журнала «Антиквариат» Михаил Чернов выступил с докладом «Редкая иконография ветковских и стародубских икон из коллекции Риццо». Послушать рассказ о коллекции русских икон, которые собирают итальянцы, было довольно интересно. Но еще более удивительно то, что в Музее фресок Дионисия 23 июня открылась первая в России выставка старообрядческих икон Ветки и Стародубья из уникальной коллекции Светланы и Уго Риццо, и гости смогли своими глазами увидеть то, о чем с таким упоением рассказывал Михаил Чернов.
Сюрпризы на этом не закончились. Известный коллекционер Александр Липницкий подарил музею старопечатную латинскую книгу по догматическому богословию XVI века. Уникальное издание было сразу же передано в фонды музея.
В течение двух дней конференции свои доклады представили сотрудники: института истории Российской академии наук (Санкт-Петербург), Российской академии художеств (Москва), ЦМиАР (Москва), Вологодского филиала ВХРНЦ им. ак. И.Э. Грабаря, ГМО «Художественная культура Русского Севера» (Архангельск), МГУ им. Ломоносова (Москва), ГНИИР (Москва), ЦНЦ «Православная энциклопедия» (Москва), Вологодского государственного музея-заповедника, Кирилло-Белозерского музея-заповедника, МГОМЗ (Москва), национальной галереи Республики Коми (Сыктывкар), Череповецкого музейного объединения, издательства «Собрание русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного» (Москва), НИИ РАХ (Москва), журнала «Антиквариат» (Москва), Музея русских икон г. Печчоли (Италия), музея «Невьянская икона» (Екатеринбург), музея «Новый Иерусалим», Института староверия (Латвия), Музея истории и культуры старообрядчества (Боровск), Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), Музея истории русского платка и шали (Павловский Посад).
Следующая конференция такого масштаба в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике состоится в 2018 году, ее тема: «Иконы как исторический источник». А в ближайшее время выйдет сборник статей по итогам прошедшего научного форума.