О проекте

29 марта 2016 года федеральным жюри Международного конкурса «Православная инициатива» был утвержден список победителей, в число которых вошёл проект Кирилло-Белозерского музея-заповедника по созданию интернет-энциклопедии «Преподобный Кирилл Белозерский».

В рамках этого проекта на одном сайте были собраны все доступные материалы: текст жития, личные вещи и книги из библиотеки святого, иконы и церковные предметы с его изображением, данные по храмам, посвященным прп. Кириллу или имеющим приделы в его честь. Целый раздел посвящен истории Кирилло-Белозерского монастыря вплоть до современного этапа. Сайт также презентует мультфильм и небольшой фильм о жизни Кирилла Белозерского, созданные специально для интернет-проекта.

На данном ресурсе размещены изображения высокого качества. Это является преимущественной особенностью проекта. Впервые в сети Интернет можно увидеть полноформатные фотографии вериг Кирилла Белозерского, золотного шитья, икон, фресок, книг. На сайте демонстрируются изображения фондовых предметов как из крупных федеральных музеев страны – Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного исторического музея, Государственного Русского музея, Музеев Московского Кремля, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва, Государственного музея истории религии, Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, так и региональных – Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения, Белозерского областного краеведческого музея, Ярославского художественного музея. Ключевым партнёром проекта выступила Российская национальная библиотека, подготовившая оцифровку книг из библиотеки Преподобного.

В Кирилло-Белозерском музее-заповеднике для проекта были оцифрованы изображения всех икон, церковных предметов, книг, связанных с образом прп. Кирилла; проведена 3D-съёмка вещей святого,  сделаны реконструкции часовни и мест первоначального поселения Кирилла Белозерского на берегу Сиверского озера, что позволяет в полной мере показать масштабность основанного им монастыря.

Проект открыт для сотрудничества с организациями и частными лицами. Творческой команде можно отправить пожелания или дополнительную информацию, заполнив размещенную на сайте форму в разделе «Обратная связь». После предварительной проверки предложенные материалы могут быть размещены на страницах интернет-энциклопедии.

Авторы проекта надеются, что сайт «Преподобный Кирилл Белозерский» станет востребованным интернет-ресурсом с актуальной и проверенной историками и богословами информацией о прп. Кирилле, поспособствует пробуждению интереса к историческому прошлому и духовному опыту предков не только у вологжан, но и у жителей других регионов России, поможет переосмыслить ими роль православия в истории нашей страны.

Над проектом работали:
Наталья Алексеевна Бакланова
Анна Александровна Бородулина
Елена Анатольевна Виноградова
Никита Николаевич Воскобойников
Лидия Ивановна Глызина
Мария Александровна Голубева
Елена Вячеславовна Карандеева
Дмитрий Викторович Клубков
Наталья Валентиновна Красильникова
Екатерина Владимировна Крушельницкая
Маргарита Михайловна Кузьмина
Анатолий Иванович Михасик
о. Анастасий (Додарчук)
о. Игнатий (Молчанов)
о. Тихон (Соколовский)
Вячеслав Сергеевич Пятиков
Наталья Николаевна Падалкина
Ирина Витальевна Савина
Альбина Васильевна Смирнова
Людмила Владимировна Теребова
Михаил Александрович Туманов
Эльвира Львовна Трикоз
Полина Александровна Цветкова
Александр Николаевич Шелыгин
Яна Владимировна Шемякова
Наталья Николаевна Шередега
Елена Геннадьевна Щурина
Алексей Михайлович Южаков

Руководитель проекта:
Алексей Ильич Смирнов

Участники и партнёры проекта:
Белозерский областной краеведческий музей (г. Белозерск, Вологодская обл)
Британский музей (г. Лондон, Великобритания)
Вологодская областная универсальная научная библиотека им. И. В. Бабушкина (г. Вологда, Вологодская обл)
Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (г. Вологда, Вологодская обл)
Государственная Третьяковская галерея (г. Москва)
Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник (г. Владимир)
Государственный исторический музей (г. Москва)
Государственный музей истории религии (г. Санкт-Петербург)
Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург)
Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург)
Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН (г. Санкт-Петербург)
Музеи Московского Кремля (г. Москва)
Российская национальная библиотека (г. Санкт-Петербург)
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва (г. Москва)
Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (г. Москва)
Череповецкое музейное объединение (г. Череповец, Вологодская обл)
Ярославский художественный музей (г. Ярославль)
частные коллекционеры

 

Благодарим за помощь:
Михаила Николаевича Шаромазова, директора Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Светлану Николаевну Смирнову, главного хранителя Кирилло-Белозерского музея-заповедника
Владимира Александровича Осиповского, начальника Департамента культуры, туризма и охраны объектов культурного наследия Вологодской области
Павла Викторовича Жукова, генерального директора ООО «Группа Эпос»
Артёма Владимировича Белобородова, заместителя директора по IT ООО «Группа Эпос»
Сергея Борисовича Куликова, главного архитектора «ФГУП ЦНРПМ»
Александра Игоревича Скакалкина, директора Агенства интернет-маркетинга «Синапс»
Александру Сергеевну Матисову, менеджера проектов в Агентстве интернет-маркетинга «Синапс»
Ольгу Юрьевну Либер, куратора проекта; Фонд поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество»

Проект восстановления часовни на горе Маура в Кирилловском районе

Согласно преданиям именно с горы Маура Кирилл Белозерский увидел то место, которое ему было указано Богородицей для основания новой обители – Кирилло-Белозерского монастыря. Только здесь в конце многотрудного пути прп. Кирилл поведал своему духовному другу и спутнику прп. Ферапонту о видении, бывшем ему в Московском Симоновом монастыре.

Спустя время монахами была установлена часовня над камнем в память о совместной молитве преподобных на горе. Основанная ими новая обитель положила начало множеству монастырей, скитов, пустыней Северной Фиваиды, так стал называться этот край. До наших дней сохранился на горе огромный камень, на котором означен след человеческой ступни. Народное предание говорит, что это след ноги прп. Кирилла.

Рядом с камнем в 1997 году воздвигнут поклонный крест в память о преподобных Кирилле и Ферапонте. Совсем недавно вершину горы украшала часовня с гульбищем, освященная в 2000 году. На маленькой звоннице висел колокол с отлитыми на нём образами Спасителя, Богородицы и Николая Чудотворца.

17 сентября 2014 года эта деревянная часовня на горе была уничтожена огнём во время пожара, она сгорела дотла. Огонь не пощадил и колокол: от высоких температур металл расплавился и смешался с обгоревшими останками строения.

В 2015 году по инициативе граждан вновь принято решение о восстановлении на горе часовни преподобного Кирилла. Проект был разработан московским архитектором Сергеем Борисовичем Куликовым, который таким образом внёс свой вклад в возрождение часовни.

Фонд развития малых городов и сёл "Земля Вологодская" обращается с просьбой ко всем неравнодушным гражданам и организациям внести посильный вклад в доброе дело. Любая сумма от чистого сердца поможет воскресить буквально из пепла часовню прп. Кирилла на горе Маура.

Возобновление монашеской жизни

Исторические вехи

Новый отсчёт церковной жизни в Кирилло-Белозерском монастыре начался с 21 июня 1991 года – дня малого освящения церкви Усекновения главы Иоанна Крестителя. Оно было совершено настоятелем приходской церкви Святого Богоявления в Ферапонтовском монастыре иеромонахом Арсением.

Спустя несколько месяцев, 4 ноября, в церкви преподобного Сергия Радонежского была отслужена архиерейская литургия, возглавленная  архиепископом Вологодским и Великоустюжским Михаилом. Весной 1992 года этот храм становится действующим храмом для православного прихода, созданного при Казанском соборе. Регулярные богослужения в нём начались в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, 24 мая.

22 июня 1993 года, в день памяти преподобного Кирилла, епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан впервые совершает литургию и крестный ход вокруг обители. С этого же года архиерейское богослужение, крестный ход и водосвятный молебен на Сиверском озере становятся традицией.

2 августа 1995 года Комитет по управлению имуществом Вологодской области на основании совместного решения Госкомимущества РФ и Министерства культуры РФ от 29.06.1995 г. передал Русской православной церкви комплекс Малого Иоанновского монастыря в безвозмездное бессрочное пользование.

14 мая 1997 года на празднество иконы Божией Матери «Нечаянная радость» епископ Максимилиан и директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Г.О. Иванова подписали охранный договор на передачу Малого (Горнего) Иоанновского монастыря с храмами Иоанна Предтечи и Сергия Радонежского для возрождения монашеской жизни.

19 октября 1998 года на очередном заседании Священный Синод благословил открытие Кирилло-Белозерского монастыря.

За годы возрождения монашеской жизни обителью в качестве наместников и исполняющих его обязанности руководили: иеромонах Кирилл (Петрович) (1998 – 2001); иеромонах Лаврентий (Середнев) (2001 – 2006); иеромонах Игнатий (Молчанов) (2006 – 2015): с 2007 г. – игумен, с 2009 года назначен наместником монастыря; игумен Анастасий (Додарчук) (с 2016 и по сей день).

Всего в Кирилло-Белозерском мужском монастыре сейчас проживает десять человек, из которых в священном сане пять монахов: четыре иеромонаха и один дьякон. Монастырь принимает паломников и трудников. Для них за пределами монастыря есть странноприимный дом на десять человек, рядом с монастырскими стенами.

Монастырь, основанный преподобным Кириллом в 1397 году, и сейчас живёт по древнему общежительному порядку. Каждый день в нём совершаются богослужения.

Рака с мощами преподобного Кирилла находится в храме, названном в его честь и выстроенном над местом захоронения. Там проходит основная часть всех богослужений. Летом по воскресным дням и двунадесятым праздникам богослужения по договорённости с руководством Кирилло-Белозерского музея-заповедника совершаются в Успенском соборе – главном храме Кирилло-Белозерского монастыря, а в престольные праздники – в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи и преподобного Сергия Радонежского.

Наместник монастыря игумен Анастасий

 

Святыни монастыря

В храме преподобного Кирилла под спудом почивают мощи преподобного основателя обители.

На месте первого поселения преподобного поставлены каменные сени, в которых находится деревянная часовня, рубленая, по преданию, самим преподобным Кириллом, и крест, водруженный им при поселении.

Возле алтаря Успенского собора погребён выдающийся настоятель обители XIX века – преподобный Иаков Кирилловский (день памяти 29 января). На месте захоронения установлен мраморный памятник.

В шести километрах от монастыря, на горе Мауре, где преподобный Кирилл узнал место для поселения, указанное в видении Богородицей, поставлен поклонный крест.

В двадцати минутах ходьбы от монастыря, на горе Золотуха (ул. Строителей, д. 56-а), находится часовня Новомучеников Кирилловских, расстрелянных на этом месте 15 сентября 1918 года: священномученика Варсонофия, епископа Кирилловского, одного из последних настоятелей обители, преподобномученицы Серафимы и мучеников Николая Бурлакова, Анатолия Барашкова, Михаила Трубникова и Филиппа Марышева. На гору Золотуху каждый год 15 сентября, в день их памяти, верующие вместе с братией обители совершают крестный ход.

Сохранение наследия прп. Кирилла Белозерского

История и духовное наследие преподобного Кирилла Белозерского стали привлекать внимание исследователей уже в конце XVIII ‒ начале XIX века. В этот период многие монастырские ценности в целях их сохранения вывозились в большом количестве в крупнейшие хранилища страны, где специалисты и обнаружили, что среди залежавшихся монастырских бумаг нередко находились уникальные документы большой исторической ценности. Отмечены изданием именно кирилловских рукописей и первые шаги отечественной историографии. Так в 1784 году по двум рукописям, вывезенным из Кирилло-Белозерского монастыря в Московскую Синодальную библиотеку, была опубликована летопись. В ней повествовалось о «деяниях великих князей российских» и «самонужнейшие обстоятельства, касающиеся Российской истории». Этот год условно можно считать начальным  в изучении кирилловских культурных сокровищ.

Описанием монастыря и хранившихся в нём ценностей и рукописей занимались путешественник Н.И. Челищев, правительственный чиновник К.М. Бороздин, археограф П.М. Строев, источниковед И.П. Сахаров, историк русской словесности С.П. Шевырев, краевед Н.П. Успенский, историк Н.К. Никольский. Все они отмечали уникальность и необыкновенную ценность для науки рукописного и книжного собрания Кирилло-Белозерского монастыря. Первое печатное сообщение о древностях монастыря появилось в 1804 году. К сожалению, не все документы были сохранены, многие кирилловские манускрипты попали на книжные рынки Петербурга, Москвы, Саратова, Ярославля и других городов. В дальнейшем лишь часть бумаг удалось спасти для науки и сохранить  в государственных хранилищах.

Интерес к истории обители возникал и в среде церковных деятелей. Историю и ценности кирилловской обители изучали историк русской церкви Амвросий Орнадский, настоятели Кирилло-Белозерского монастыря архимандриты Варлаам и Иаков, иеромонах Геронтий. В конце XIX – начале XX века осуществлялся сбор вещей для создания единого Новгородского губернского музея, среди монастырей, вещи из которых отправлялись в Новгород, был и Кирилло-Белозерский. В 1906‒1908 годах иеромонах Антоний (А.А. Александров) предпринял  первую попытку создания музея в монастыре, но это начинание не нашло поддержки у монастырских властей. Также в начале XX века обсуждались вопросы, касающиеся восстановления активно разрушающихся монастырских зданий, но началу реализации этих планов помешала Первая мировая война.

Кардинальные изменения в жизни страны произошли после Великой Октябрьской революции. Коснулись они и Кирилло-Белозерской обители. Сразу после революции советское государство впервые взяло на учёт и под охрану кирилловские культурные ценности как «драгоценнейшее и неотъемлемое национальное достояние». Уже в 1919 году в монастыре начались ремонтно-реставрационные работы. В то время Всероссийская реставрационная комиссия выявила, собрала и законсервировала 75 икон. В течение летних сезонов 1919 и 1920 годов в Кириллове развернулись первые восстановительные работы на памятниках архитектуры. Возглавил их петроградский архитектор В.В. Данилов.

В декабре 1924 года монастырь был закрыт, сразу после закрытия была составлена опись монастырского имущества, имеющего музейное значение. В апреле-мае 1925 года состоялась передача всех материальных ценностей первому заведующему Кирилловского музея-монастыря А.А. Холмовскому, началась постановка коллекций на учёт, продолжилась их реставрация, изучение и популяризация.

Наиболее сложным периодом для монастыря и музея стали 1930‒1940-е годы. На I музейном съезде в декабре 1930 года было принято решение нацелить работу на пропаганду планов и достижений социалистического строительства, а также на краеведческие исследования. Кирилловский музей перешёл в ведение местного РОНО и стал финансироваться из местного бюджета, что вызвало административные и финансовые затруднения. В 1931‒1932 годах были утрачены знаменитые кирилловские колокола, хотя они были поставлены на государственный учет. Представители организации «Рудметаллторг» изъяли их, несмотря на все усилия сотрудников. Всего по акту «Рудметаллторг» получил 31298 кг колокольной бронзы и 2855 кг железа (колокольные языки). Территория монастыря в этот период стала активно использоваться как лесо- и скотозаготовительные пункты. Только неимоверные усилия директора и сотрудников музея позволили спасти некоторые монастырские постройки от разборки на кирпич или от использования не по назначению.

К 1935 году изменился статус музея, он стал краеведческим и получил название Кирилловского районного музея. Продолжалось восстановление архитектурных памятников. Под руководством архитектора В.В. Данилова, занимавшегося памятниками Кирилло-Белозерского монастыря до 1942 года, велись работы, направленные на  восстановление Больших и Малых больничных палат, Свиточной башни, на консервацию стен XVI века, священнических келий. Но они носили лишь противоаварийный, ремонтный характер: не было проведено серьёзное изучение памятников, отсутствовал генеральный план реставрации. Только в 1935 году, благодаря увеличению финансирования, В.В. Данилову удалось перейти от аварийных работ к частичной реставрации памятников.

Для ведения работ по реставрации живописи в 1922 ‒ 1925 годах значительная часть икон была вывезена в Ленинград и Москву. Памятники древнерусской живописи вывозили и позднее. Так в 1933 году в Государственную Третьяковскую галерею взяли замечательные иконы «Успение» и «Кирилл Белозерский».

Великая Отечественная война прервала дальнейшую деятельность по сохранению монастырских ценностей. Только в 1943 году возобновились ремонтные работы, но шли они очень медленно.

Новый этап в реставрации монастыря наступил спустя 10 лет. В 1953 году в Кириллов приехала группа архитекторов Центральных научно-реставрационных мастерских при Академии архитектуры СССР (Л.А. Давид, С.С. Подъяпольский, Б.М. Альтшуллер), которая наметила первоочередные задачи по спасению памятников, находящихся в аварийном состоянии, и заложила основы научно-исследовательских и реставрационных работ. С.С. Подъяпольский начал работу над проектом реконструкции первоначального облика архитектурного ансамбля. В 1960‒1980-е годы был восстановлен первоначальный облик церкви Преображения, проведена реставрация зданий XVI‒XVII веков.

В 1955 году по решению Министерства культуры СССР изменился профиль музея, он стал именоваться историко-художественным. Однако в первые десятилетия из-за идеологических перегибов по-прежнему изучение и экспонирование художественных коллекций музея было недостаточным, много внимания уделялось современной истории и пропаганде социалистических ценностей. Вместе с тем были и положительные изменения: в середине 1960-х годов началась планомерная реставрация иконописных памятников, а в 1968 году была создана первая экспозиция иконописи. В том же 1968 году Совет Министров РСФСР принял решение о повышении статуса музея и создании Кирилло-Белозерского историко-архитектурного музея-заповедника. Более планомерной стала деятельность по изучению, охране и реставрации движимых и недвижимых памятников.

В 1967‒1980 годах был сделан большой объём работ по консервации и реставрации икон из иконостаса Успенского собора, а также икон из церквей Иоанна Лествичника, Иоанна Предтечи, Преображения, Епифания, проведена реставрация живописи на северной паперти Успенского собора. Эти работы велись под руководством О.В. Лелековой.

В 1970-е годы Кирилло-Белозерский музей начал сотрудничать с различными реставрационными организациями,  стал заниматься восстановлением памятников прикладного искусства, графики и масляной живописи. Специалисты центра им. И.Э. Грабаря отреставрировали целый ряд произведений лицевого шитья, О.Г. Волынцева-Шурина и О.Т. Осмоловская ‒ произведения народного прикладного искусства, О.М. Ревин ‒ коллекцию клирового портрета. Специалист Реставрационной мастерской Музеев Московского Кремля Т.Г. Парфенова возвратила к жизни более десятка старообрядческих графических листов. Значительную по составу коллекцию предметов медной пластики отреставрировала художник-реставратор Вологодского филиала центра им. И.Э. Грабаря Н.В. Смирнова.

С 1937 года на территории монастыря начали проводить археологические раскопки. В 1953‒1954 годах начались археологические исследования здания Оружейной палаты. В 1971‒1972 годах в Кирилло-Белозерском монастыре работала археологическая экспедиция Ленинградского отделения Института археологии Академии наук СССР под руководством А.Н. Кирпичникова и И.Н. Хлопина, которая завершила изучение здания Оружейной палаты, провела раскопки на месте расположения Острога и в церкви Владимира. В 1981‒1982 годах под руководством П. Алешковского были проведены раскопки кузницы XVI века Малой Мереженной башни, Рыболовецкой палатки. Проведённые работы позволили значительно обогатить знания об истории обители.  В дальнейшем археологические исследования на территории монастыря стали систематическими и велись параллельно с реставрационной деятельностью на территории монастыря.

Указом Президента РФ от 2 апреля 1997 года Кирилло-Белозерский музей заповедник включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Повышение статуса музея привело к качественному улучшению его бюджетного финансирования. Значительно ускорились темпы реставрационных работ. В конце 1990-х годов проведена реставрация церкви Преподобного Кирилла Белозерского, а в 1997 году храм открыт для прихожан. В 1999 году состоялось торжественное открытие после реставрации здания Архимандричьего корпуса, в 2001 году закончена реставрация Братского корпуса, в 2007 году завершены работы в Трапезной палате с церковью Введения, а также в многоярусном здании колокольни.  В 2009 году администрацией музея совместно с главным архитектором ЦНРПМ С.Б. Куликовым принято решение считать главным памятником Кирилло-Белозерского монастыря Успенский собор, который стал центральным объектом реставрации. Крупномасштабная реставрация соборного комплекса проводилась в 2010‒2014 годах и включала в себя, помимо архитектурной реставрации, археологические исследования, монтаж тёплых полов, реставрацию живописи, иконостасной рамы и другие работы. В 2016 году открыта после реставрационных работ Казанская башня, продолжаются работы по восстановлению церкви Преображения и прясла стены Нового города, примыкающей в Белозерской башне.

Сегодня реставрируются и активно изучаются памятники декоративно-прикладного, иконописного искусства, предметы из других коллекций. В музее появляются свои специалисты-реставраторы. В 2006 году начала свою деятельность в качестве реставратора по металлу С.М. Смирнова, среди штатных сотрудников музея работают художники-реставраторы А.С. Рубцов и Н.В. Петухов.

Работа по сохранению истории, архитектурного и художественного наследия монастыря, основанного более 600 лет назад московским монахом Кириллом, продолжается.

Хозяйственная деятельность Кирилло-Белозерского монастыря

На протяжении длительного времени монастыри в России были не только духовными и культурными центрами. Они владели обширными землями, многочисленными промыслами, вели торговлю. Кирилло-Белозерский монастырь был одним из богатейших русских монастырей. Большой доход обители приносили ловля рыбы, добыча соли, изготовление деревянной посуды, их беспошлинная продажа, но главным богатством была земля. Первые земельные приобретения были сделаны ещё при жизни основателя монастыря преподобного Кирилла. Сохранился ряд купчих грамот, подписанных им самим. Всего известно примерно о сорока земельных приобретениях, частью поступивших в виде пожертвований, частью в виде «куплей».

Энергичный рост монастыря продолжался и при преемниках преподобного. К концу XVI века монастырь приобрёл основные освоенные земли Белозерского края, включая большинство владений светских феодалов, и сделался одним из крупнейших вотчинников Московского государства, уступая из монастырей лишь Троице-Сергиевой лавре. Игумены обители в XVI–XVII веках словно соперничали: один будто пытался превзойти другого бо́льшим количеством выгодных сделок, ростовщических операций, размерами присоединённой земли. Только с 1482 по 1601 год количество отошедших к Кирилловской обители сёл, селец-слобод, деревень, пустошей и починков увеличилось со 152 до 943. Таким образом, по данным 1601 года, монастырю уже принадлежало 11 сёл, 5 селец, 607 деревень и 320 пустошей, в которых  проживало двадцать тысяч крестьян. К концу XVII века количество дворов составляло 5500, а общая площадь непомерно увеличившейся кирилловской вотчины достигла величины среднего западноевропейского княжества.  Монастырская земельная собственность, в отличие от светской, не дробилась при передаче по наследству, что позволяло создать крупное устойчивое централизованное хозяйство.

Экономической стабильности и росту монастыря немало способствовало и неизменное благоволение со стороны московских великих князей, выражавшееся во всевозможных льготах, земельных  пожертвованиях и денежных вкладах, в пожаловании соляных промыслов и рыбных ловель.  На деньги русских царей и князей на территории обители возведено шесть храмов. Распространёнными вкладами были церковная утварь из ценных металлов и шитые пелены.

"Афанасьевский монастырь, что подворье Кириллова монастыря"
"Афанасьевский монастырь, что подворье Кириллова монастыря"

Кирилло-Белозерский монастырь имел обширные духовные, экономические связи с другими городами Руси. Во многих из них у монастыря были свои подворья, которые открывались с целью сбора в пользу монастыря пожертвований и доходов. Известны подворья в Москве, Пскове, Дмитрове, Нижнем Новгороде, Угличе, Вологде, Каргополе, Ростове, Белозерске.

Экономические и военные реформы Петра I негативно отразились на судьбе богатой Кирилло-Белозерской обители. Монастырская пахотная земля была отобрана в казну, вместо неё дано незначительное денежное вознаграждение. В 1714 году оно было отменено, и монастырю вновь вернули значительную часть его былых владений, «чтобы обитель не опустела и братия врознь не разбрелась». Налоги на монастырских крестьян также резко выросли. Четвёртая часть колоколов в количестве 416 пудов (6,5 тонн), значительная часть медной посуды и семь пушек были отправлены на пополнение снаряжения русской армии во время Северной войны. Выполняя петровские указы, монастырь ежегодно отправлял хлебные запасы, посылал значительное количество людей, лошадей на театр военных действий, строительство новых городов, крепостей и кораблей флота.

Коренным образом изменил жизнь монастыря указ Екатерины II, изданный в 1764 году и известный под названием «Духовные штаты». Согласно ему все монастырские земли переходили в собственность государства. Вместо доходов с вотчин монастыри стали получать небольшое годовое содержание от государства. Этим же документом определялось и количество монашествующих. Благодаря своей известности и прошлой славе Кирилло-Белозерский монастырь был отнесён к первому классу, получил право иметь до 33 монахов, на содержание которых выделялось государством до 2 500 рублей в год. Для сравнения – в период расцвета, в XVI‒XVII веках, в монастыре проживало более 200 монахов, до 400 слуг, большое количество военных людей и мастеровых.

Изменение экономического уклада жизни монастыря вызвало необходимость поиска новых источников дохода. В это время ими были «пожертвования и приношения верующих, продажа церковных предметов, мест на кладбище; поступления с земельных угодий; денежное содержание от государства; сдача монастырских построек в аренду». Монастырь заключал арендные договора с городскими властями, по которым последние имели право хранить в помещениях монастыря соль, вино, хлеб. Уже в XVIII веке в монастыре снимали помещения городское казначейство и духовное училище, в 1764 году монастырь сдал в аренду ряд келий, палат и подклетов под хранение соли, хлеба, вина, позднее здесь же появились два соляных магазина. В стенах возле Косой и Казанской башни размещались церковноприходская школа, мужская и женская гостиницы для паломников. Береговая полоса вдоль монастырских стен сдавалась в аренду купцам для хранения леса. С конца XVIII века на территории монастыря располагались городская и уездная тюрьмы. На их содержание от городских властей монастырь получал 150 рублей ежегодно. Также для получения доходов монастырь сдавал в аренду озера и рыбные тони. В 1838 году арендная плата, получаемая за Сиверское и Зауломское озера, составляла 750 рублей в год. Сумма арендной платы не была стабильной. Заключался договор на «оброчное содержание для рыболовства». В документе подробно оговаривались и условия рыбной ловли. Постоянно увеличивающейся статьёй дохода были проценты с монастырских капиталов, хранившихся в банках. Размер капиталов увеличивался за счёт частных пожертвований и за счёт крупных денежных остатков от покрытия монастырских расходов, благодаря чему с 1840 по 1916 год сумма, которую монастырь хранил в банках, возросла в пять раз, с 22 600 до 110 791 тысячи рублей серебром.

После 1917 года вся земельная собственность монастыря окончательно перешла государству, остались лишь небольшие огороды. Монахов обложили налогом, который составил по 15 рублей с каждого. Национализировано было и другое монастырское имущество, лишь часть его была выдана братии в пользование.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

 

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря формировался в течение нескольких столетий. Первые деревянные постройки, возведение которых началось ещё при основателе обители – преподобном Кирилле, не сохранились до наших дней. Начало каменного строительства в обители относится к 1496 году, когда «почали ставити церковь каменную Успения Богородицы, а поставили в 5 месяцев, а стало в 250 рублёв, а мастеров белостенщиков 20, а большой мастер Прохор Ростовский». Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря стал третьим каменным храмом на территории Белозерского края. Местный летописец назвал его «великой церковью», и не случайно: главный храм Кирилловой обители превзошёл по своим размерам соборы главнейших московских монастырей. Одновременно для собора был создан четырехъярусный иконостас, который, подобно собору, был одним из самых больших на Руси и почти полностью сохранился до наших дней (утрачено две иконы). В 1641 году собор был расписан. Заказчиком работ стал Никифор Шипулин, дьяк патриарха Филарета. «Расписывали иконное стенное письмо, ‒ как гласит текст летописной надписи на стенах собора, ‒ Любим Агиев с товарищи». Любим Агиев (в другом варианте – Агеев), городовой царский мастер из Костромы, был одним из лучших мастеров-стенописцев середины XVII века. Он упоминается в числе четырёх самых высокооплачиваемых иконописцев-знаменщиков, принимавших участие в создании росписей Успенского собора Московского Кремля.

Основные строительные работы на территории обители развернулись в XVI‒XVII веках. Второй каменной постройкой в монастыре стала Трапезная палата с церковью Введения Марии во храм, возведённая в 1519 году. Это единый комплекс, объединивший в себе саму трапезную, небольшую церковь при ней и ряд хозяйственных построек, в подклете размещалась хлебня. По своим размерам (17,0×17,5 метров) Трапезная палата Кирилло-Белозерского монастыря может быть причислена к крупнейшим палатам этого времени. С запада к ней была пристроена Поварня, состоящая из целого ряда помещений, возведённых поэтапно в течение XVI‒XVII веков. В 1560 году на монастырские деньги в Малом Ивановской монастыре была возведена церковь прп. Сергия Радонежского с приделом прп. Дионисия Глушицкого и трапезной палатой. В 1585 году соорудили каменную церковь над захоронением основателя монастыря прп. Кирилла Белозерского. В XVI веке построено отдельное здание колокольни, позднее не раз перестроенное.

Богатые вклады, земельные пожалования великих князей и царей создали условия для быстрого роста монастырской вотчины и стали основой для активного монастырского строительства. На вклады, сделанные в обитель представителями великокняжеских и боярских фамилий, были построены церкви Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила, церковь Иоанна Лествичника с пределом Фёдора Стратилата, церковь Преображения Господня с пределами Святителя Николая Чудотворца и Великомученицы Ирины и церковь Святого равноапостольного князя Владимира.

В шестнадцатом столетии вокруг монастыря соорудили и первые крепостные укрепления: «А ограда круг большово монастыря каменна з башнями», ‒ так начинается опись отстроенных к 1601 году первых каменных стен монастыря. Имена мастеров, возводивших крупнейшую на севере Руси и вторую после Вологды каменную крепость, остались неизвестны. Документы сохранили некоторую информацию лишь об организаторе строительства ‒ старце Леониде Ширшове.

В результате активного строительства к концу XVI века на берегу Сиверского озера возник значительный монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевым монастырем. В этот период было построено девять из одиннадцати монастырских храмов.

В следующем столетии, после восстановления хозяйства, разорённого в период Смуты, каменное строительство в обители продолжилось. В 1643‒1648 годах в монастыре были возведены семь каменных построек: в 1643‒1644 годах появились Большие больничные палаты, в 1645 году  «поставлен храм святого Епифания Кипрского над телом князя Фёдора Андреевича Телятевского», в 1646 году ‒ церковь прп. Ефимия Великого, в 1647 и 1648 годах ‒ четыре одноэтажных здания монашеских келий: Настоятельские кельи, кельи, примыкавшие к Святым вратам, кельи у больничных палат и часть здания у ворот из Успенского в Ивановский монастырь. Позднее, между 1680 и 1720 годами, к келейным корпусам были пристроены новые помещения и надстроены вторые этажи.

В 1653 году в монастыре началось грандиозное строительство второго кольца монастырских оборонительных укреплений. Первоначально для руководства работами в монастырь был отправлен «горододелец дворянин» Антон Алексеевич Грановский (француз Жан де Грон), который планировал возведение укреплений бастионного типа. Но монастырские власти не одобрили проекта Грановского и ходатайствовали в Москву с просьбой «у Троицы в Сергиевом монастыре город строить». В августе того же года из Москвы пришло разрешение изменить проект и строить так, как просили монастырские власти. В феврале 1654 года монастырские каменщики Кирилл Серков и Семен Шам были отправлены в Троице-Сергиев монастырь, а уже весной они приступили к возведению  новой крепости.  Ее строительство продолжалось около 30 лет (до 1680 года). Стены «Нового города» окружили монастырь с трех сторон и включили в себя 6 башен – 4 угловые и 2 воротные. Длина стен составила 732 метра, высота – почти 11 метров, толщина – 7 метров, высота башен со шпилем достигла 60 метров. Строительство новых стен велось по образцу построенных ранее стен Троице-Сергиева монастыря, но кирилловские укрепления превзошли их как по протяженности, так и по огневой мощи и по размерам башен и стен. Новые стены охватили более обширную территорию, чем стены XVI века, под их защитой оказались гостиный, конюшенный и другие дворы. Благодаря постройке Нового города Кирилло-Белозерский монастырь стал одним из самых крупных монастырей в Европе и самой мощной крепостью на Русском Севере того времени. Его площадь составила 12 га, а длинна крепостных стен 2 км. Старые стены сохранили защитные функции лишь со стороны озера, напольная часть прежних крепостных стен оказалась внутри монастыря и потеряла всякое боевое значение.

Во второй половине XVII века в монастыре продолжалось строительство зданий хозяйственного назначения. Над Казённой палатой было возведено каменное Сушило, интерьер которого сохранился до наших дней почти не тронутым. Возведение Келарского корпуса относится к последней четверти XVII века.

Строительные работы в этот период выполняли в основном местные мастера. В приходо-расходных книгах упоминается бригада сельских каменщиков Якова Костоусова из села Лоза, указаны монастырские каменщики под руководством Кирилла Серкова и его помощников Ивана Шабана и Семёна Шама, среди подвязчиков есть имена Ларки Фёдорова, Лариона Чистово, Фомы Денисова и других, а также кузнецов Чмутовых из Белозерска. На строительстве крепости нового города также работали мастера из Костромы, Солигалича, Устюжны.   

Строительные работы, проводимые в XVIII веке, были значительно скромнее. В 1730-е годы на вклад императрицы Анны Иоанновны в Ивановском монастыре соорудили Малую больничную палату. В конце века были поставлены каменные сени над часовней, срубленной Кириллом Белозерским, и над местом, где располагалась «пещера», вырытая основателем обители. В 1780-е годы была построена новая церковь на месте захоронения преподобного, первая каменная церковь была разобрана за ветхостью. В XIX ‒ начале XX века крупных строительных работ не велось, все ограничивалось лишь перестройкой и ремонтами уже существующих зданий.

обратная связь

Дорогие друзья! Если Вы готовы предложить имеющиеся у Вас сведения о храмах, построенных в честь Преподобного, иконах с его изображением, изданиях, посвящённых его личности и деяниям, просим Вас оставить сообщение через форму на сайте!

left
right
Только один файл.
Ограничение 25 МБ.
Допустимые типы: txt jpg jpeg png doc docx pdf ods xlsx xls zip rar.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите буквы, показанные на изображении.
Ответ