Икона «Спас Смоленский с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Кириллом Белозерским».
Икона: Первая половина XVII века
Москва
150,0 × 112,0 × 4,0 см
Дерево
Темпера, левкас
Оклад: 1630-1640 годы
Москва. Оружейная палата
Серебро, камень
Чеканка, гравировка, чернь, золочение
Происходит из местного ряда иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря
© Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ДМ 231/2
В центре иконы представлен Иисус Христос в рост, фронтально. Правая рука поднята в благословляющем жесте. В левой руке он держит свернутый свиток. К его ногам припадают преподобные Сергий Радонежский и Кирилл Белозерский. В верхней части иконы изображены два летящих ангела.
Иконография «Спаса Смоленского» известна на Руси с начала XVI века. По преданию, в 1514 году в честь возвращения русскими войсками Смоленска великий князь Василий III распорядился поместить на Спасских воротах Московского Кремля икону Спаса во весь рост. В 1521 году её заменили на новую – с изображением припадающих к ногам Иисуса Христа преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского.
Изображение на кирилловской иконе преподобного Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом имело, по всей вероятности, программное значение. Основателем московского Симонова монастыря, постриженником которого являлся Кирилл, был племянник Сергия – Федор, а сам Кирилл был одним из любимейших учеников преподобного. Как свидетельствует Житие Кирилла, посещая обитель, преподобный Сергий шёл первым делом в пекарню, где трудился Кирилл, и там «наедине на мног час беседуюше бяху о пользе душевней». Вероятно, именно под влиянием бесед с ним преподобный Кирилл решился на великий духовный подвиг – ушел из монастыря на север и основал свою обитель. В Кирилло-Белозерском монастыре преподобный Сергий Радонежский был очень почитаем. И в 1560 году здесь была построена церковь в его честь.
Согласно описям, образ Спаса Смоленского с преподобными Сергием и Кириллом появился в местном ряду иконостаса Успенского собора в 1668 году, одновременно с иконой «Предста Царица», и стоял справа от Царских врат.
Автор описания: Н.В. Петрова.