Фрески «Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский».

Дионисий

1502 год

Диаметр медальона – 70,5 см.

Фрески из собора  Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (Музей фресок Дионисия).

Собор Рождества Богородицы.

Cеверная подпружная арка, 4-я пара медальонов сверху, правая композиция.

 

© Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Кирилл Белозерский изображён справа.

Поясное фронтальное изображение святого в трехцветном медальоне, внизу ограниченное белильной обводкой медальона, вверху не доходящее до нее на 0,6 см.

Руки согнуты в локтях перед грудью. В сжатой, слегка приподнятой кисти левой руки выписан по диагонали свернутый, выполненный белилами с розоватой тонировкой, свиток. Кисть правой руки с отстающим большим пальцем расправлена внутрь по диагонали, выше кисти левой руки.

Оливково-желтая мантия (санкирные пятна чередуются с участками темно-желтой подкладки) покрывает всю фигуру, приоткрывая у запястий края широких рукавов светло-желтого хитона с белильными высветлениями и красно-коричневыми линиями складок.

На плечах ― спущенный бледно-голубой куколь (по левкасу) с просвечивающим розовато-охристым предварительным рисунком.

Лик ― продолговатый, с впалыми щеками, длинным прямым носом, высоким, выпуклым, сильно открытым лбом, серыми глазами.

Вохрение личного и седых волос, бороды и усов ― светлое по оливково-зеленому санкирю с охряной подкладкой. Щеки моделированы парами длинных мазков под углом друг к другу, у переносицы ― более узкими. Пробела и белильные движки лежат по форме.

Длинная, окладистая борода овальной формы с прядями, идущими по ее абрису, и короткие, открывающие уши, волосы моделированы тонкими параллельными белильными линиями.

Желтый нимб с широкой красно-коричневой внутренней и узкой белильной внешней обводками уменьшен по отношению к первоначальному рисунку.

Центральный круг медальона ― розовато-вишневого цвета (красная охра, положенная широкими хаотичными мазками разной плотности, тонко лессирована белилами). Внешняя и средняя полосы плотно перекрыты белилами, через которые просвечивает светло-розовая на внешней полосе и темно-розовая на средней подкладка. Белила положены после выписки всей фигуры (справа слегка заходят на нимб).

Фон серо-голубой (азурит по рефти).

Левкасный шов по верхнему краю разгранки, которая идет внизу композиции.

В верхней части фона с обеих сторон тонкая неглубокая графья для обозначения высоты букв надписи, частично сохранившейся справа, слева по рефтяным следам читаются буквы.           

Графьи на фигуре нет.

 

Составитель описания: Г.В. Давыдова

 

Литература.

Вздорнов Г.И. Неизвестная статья А.И. Анисимова «Иконизация Кирилла Белозерского» // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1987. – М., 1988. – С. 184‒201.

С. 195 [из статьи А.И. Анисимов, 1918 г.]: «… мы можем даже указать теперь ту выдающуюся художественную индивидуальность, которая оказала особенно решительное влияние в этом направлении. Я разумею Дионисия – автора ферапонтовской росписи. … о нем не замечено ещё той характерной черты его творчества, которая заключалась в особом смягчении иконографических типов, в придании им миловидности и даже какой-то женственности. Мученицы и мученики, святители и пророки, праотцы и преподобные – все под кистью Дионисия приобретали  одну общую роднящую их фамильную черту изящества, благообразия и некоторой сладостной манерности. Среди медальонов, покрывающих своды и арки центрального деления Богородице-Рождественского храма, есть как раз медальон с изображением преподобного Кирилла Белозерского. И здесь, на фреске начала ХVI века, мы видим святого уже окончательно преображенным: в его облике не сохранилось не одной из тех черт, которые когда-то добросовестно старался запечат(с. 196)леть для потомства, гладя на живую натуру, преподобный Дионисий Глушицкий».

С. 200, сноска 37: Парные медальоны с изображением русских и общехристианских святых украшают подпружные арки собора  … [в т.ч.] Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Сходные мысли об «иконизации» или иными словами об идеализации первоначального изображения Кирилла были высказаны значительно позже также Н.Г. Порфиридовым, но следует помнить, что часто общаясь с А.И. Анисимовым в Новгороде (с 1918 по 1928 гг.) Н.Г. Порфиридов, вероятно, либо слышал сообщение Анисимова, либо имел с ним разговоры на ту же тему. См.: Порфиридов Н.Г. О путях развития художественных образов в древнерусском искусстве // ТОДРЛ. 1960. ХVI. С. 48-49.

 

Подготовка справки: Е.Н. Шелкова

Другие изображения

обратная связь

Дорогие друзья! Если Вы готовы предложить имеющиеся у Вас сведения о храмах, построенных в честь Преподобного, иконах с его изображением, изданиях, посвящённых его личности и деяниям, просим Вас оставить сообщение через форму на сайте!

слева
справа
Только один файл.
Ограничение 25 МБ.
Допустимые типы: txt jpg jpeg png doc docx pdf ods xlsx xls zip rar.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите буквы, показанные на изображении.
Ответ