Фрески «Кирилл Белозерский и Сергий Радонежский».
Дионисий
1502 год
Диаметр медальона – 70,5 см.
Фрески из собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (Музей фресок Дионисия).
Собор Рождества Богородицы.
Cеверная подпружная арка, 4-я пара медальонов сверху, правая композиция.
© Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Кирилл Белозерский изображён справа.
Поясное фронтальное изображение святого в трехцветном медальоне, внизу ограниченное белильной обводкой медальона, вверху не доходящее до нее на 0,6 см.
Руки согнуты в локтях перед грудью. В сжатой, слегка приподнятой кисти левой руки выписан по диагонали свернутый, выполненный белилами с розоватой тонировкой, свиток. Кисть правой руки с отстающим большим пальцем расправлена внутрь по диагонали, выше кисти левой руки.
Оливково-желтая мантия (санкирные пятна чередуются с участками темно-желтой подкладки) покрывает всю фигуру, приоткрывая у запястий края широких рукавов светло-желтого хитона с белильными высветлениями и красно-коричневыми линиями складок.
На плечах ― спущенный бледно-голубой куколь (по левкасу) с просвечивающим розовато-охристым предварительным рисунком.
Лик ― продолговатый, с впалыми щеками, длинным прямым носом, высоким, выпуклым, сильно открытым лбом, серыми глазами.
Вохрение личного и седых волос, бороды и усов ― светлое по оливково-зеленому санкирю с охряной подкладкой. Щеки моделированы парами длинных мазков под углом друг к другу, у переносицы ― более узкими. Пробела и белильные движки лежат по форме.
Длинная, окладистая борода овальной формы с прядями, идущими по ее абрису, и короткие, открывающие уши, волосы моделированы тонкими параллельными белильными линиями.
Желтый нимб с широкой красно-коричневой внутренней и узкой белильной внешней обводками уменьшен по отношению к первоначальному рисунку.
Центральный круг медальона ― розовато-вишневого цвета (красная охра, положенная широкими хаотичными мазками разной плотности, тонко лессирована белилами). Внешняя и средняя полосы плотно перекрыты белилами, через которые просвечивает светло-розовая на внешней полосе и темно-розовая на средней подкладка. Белила положены после выписки всей фигуры (справа слегка заходят на нимб).
Фон серо-голубой (азурит по рефти).
Левкасный шов по верхнему краю разгранки, которая идет внизу композиции.
В верхней части фона с обеих сторон тонкая неглубокая графья для обозначения высоты букв надписи, частично сохранившейся справа, слева по рефтяным следам читаются буквы.
Графьи на фигуре нет.
Составитель описания: Г.В. Давыдова
Литература.
Вздорнов Г.И. Неизвестная статья А.И. Анисимова «Иконизация Кирилла Белозерского» // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник. 1987. – М., 1988. – С. 184‒201.
С. 195 [из статьи А.И. Анисимов, 1918 г.]: «… мы можем даже указать теперь ту выдающуюся художественную индивидуальность, которая оказала особенно решительное влияние в этом направлении. Я разумею Дионисия – автора ферапонтовской росписи. … о нем не замечено ещё той характерной черты его творчества, которая заключалась в особом смягчении иконографических типов, в придании им миловидности и даже какой-то женственности. Мученицы и мученики, святители и пророки, праотцы и преподобные – все под кистью Дионисия приобретали одну общую роднящую их фамильную черту изящества, благообразия и некоторой сладостной манерности. Среди медальонов, покрывающих своды и арки центрального деления Богородице-Рождественского храма, есть как раз медальон с изображением преподобного Кирилла Белозерского. И здесь, на фреске начала ХVI века, мы видим святого уже окончательно преображенным: в его облике не сохранилось не одной из тех черт, которые когда-то добросовестно старался запечат(с. 196)леть для потомства, гладя на живую натуру, преподобный Дионисий Глушицкий».
С. 200, сноска 37: Парные медальоны с изображением русских и общехристианских святых украшают подпружные арки собора … [в т.ч.] Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского. Сходные мысли об «иконизации» или иными словами об идеализации первоначального изображения Кирилла были высказаны значительно позже также Н.Г. Порфиридовым, но следует помнить, что часто общаясь с А.И. Анисимовым в Новгороде (с 1918 по 1928 гг.) Н.Г. Порфиридов, вероятно, либо слышал сообщение Анисимова, либо имел с ним разговоры на ту же тему. См.: Порфиридов Н.Г. О путях развития художественных образов в древнерусском искусстве // ТОДРЛ. 1960. ХVI. С. 48-49.
Подготовка справки: Е.Н. Шелкова