Икона «Преподобный Кирилл Белозерский, с видом монастыря».
Вторая четверть XVIII века
33,5 х 27,6 см
Происходит из Спасо-Прилуцкого Дмитриева мужского монастыря
© Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ВОКМ 5457
Изображения русских святых на фоне основанных ими обителей имели широкое распространение в иконописи Русского Севера. Такая иконография отражает представления о покровительстве преподобного своему монастырю и после преставления. Образы Кирилла Белозерского с обителью не известны ранее XVIII века и являются достаточно поздним иконографическим вариантом изображения преподобного. На иконе из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря святой представлен фронтально в центре композиции с разведенными в стороны руками, преподающим благословение и держащим развернутый вниз свиток с предсмертным наставлением старца ученикам: «Не скорбите // оубо брати//я моя о сем // разумейте а//ще оугодны // дела моя // буду пред Бо//гом то обител // сия не оску//деет но болма// [распростра]нится».
Икона относится к достаточно редкому иконографическому варианту фронтального изображения святого на фоне обители. Кирилло-Белозерский монастырь представлен на иконе с западной стороны. Изображение отличается большой степенью достоверности по количеству и характеру зданий, их расположению на территории монастыря относительно друг друга, при этом не соблюдается точная конфигурация стен, ограждающих его территорию. Изображение обители не лишено некоторой идеализации, превращающей ее в подобие сказочного города или Рая. Возникновению этого впечатления способствует тщательно проработанная причудливая растительность вокруг монастыря, сильно отличающаяся от каменистой местности под ногами святого. Возможно, неизвестный автор этого произведения хотел показать нам сколь тернист, полон лишений и испытаний монашеский путь в Небесный Иерусалим, подобием которого здесь выступает основанный преподобным Кириллом монастырь, как символ сбывшихся надежд святого на процветание обители столетия спустя.
Образ преподобного Кирилла часто дополнялся образом Богоматери «Знамение» особенно почитаемым в Новгороде и северных русских землях. Н.Н.Чугриева связывает его распространение в иконографии Кирилла Белозерского с декоративным оформлением древнейшего образа в 1614 году, когда для иконы был изготовлен киот с резной надписью и серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями и жемчугом, на верхнем поле которого, над головой святого была сделана дробница с чеканным образом Богоматери Знамение с херувимами (См. Чугреева Н.Н. Об одном типе списков с иконы преподобного Кирилла Белозерского Дионисия Глушицкого в собрании музея имени Андрея Рублева // Кириллов: краеведческий альманах. Вологда, 1998.-Вып. 3,. С. 193-200). На иконе из вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря изображение Богоматери заходит на верхнее поле и имеет килевидное завершение, возможно связывающее образ с дробницей на драгоценном окладе, форма которой нам не известна. Композиция пронизана серебряными струями света и ограничена снизу декоративными разноцветными облаками, придающими образу возвышенность и легкость. Особенностью иконографии является отказ от традиционно прямоличного изображения Богоматери, легкий наклон ее головы и поворот влево придают образу живость, создают впечатление вовлеченности в общение с преподобным.
Говоря о живописных особенностях иконы, хочется отметить специфическую систему раскладки пробелов, выполненных твореным золотом и серебром. Помимо пробелов, нанесенных в несколько приемов «по форме», она включает серии сдвоенных и строенных поперечных штрихов и зигзагообразные линии, ярко характеризующие творческую индивидуальность автора.
Именующая надпись выполнена на фоне твореным серебром, икона украшена металлическим чеканным окладом на полях и гравированными венчиком и цатой.
Автор описания: Виноградова Е.А.