Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская, с избранными святыми».
Икона: последняя четверть XV века
Дионисий. Москва
32,0 × 28,0 см
Оклад: вторая половина XV века
Москва
Скань выполнена иноком Троице-Сергиева монастыря Амвросием или мастером его круга
Серебро, камни, стекло, жемчуг, скань, басма, чеканка, золочение
Происходит из ризницы Троице-Сергиева монастыря
Поступила в 1929 году из Загорского Историко-художественного музея
© Государственная Третьяковская галерея
Инв. № 13015
Икона принадлежит к распространенному в древнерусском искусстве XV–XVI веков типу моленных вкладных икон с чтимым богородичным образом в центре и избранными святыми на полях. В среднике – поясное изображение Богоматери с Младенцем в иконографии, известной с названием Одигитрии Смоленской. Это наиболее торжественный вариант Одигитрии, в котором Богоматерь и Младенец Христос представлены почти строго фронтально. Считается, что именно такая икона находилась в монастыре Одегон в Константинополе и была главной святыней Византии. По преданию, один из ее списков был привезен на Русь в 1045 году и почитался чудотворным в Смоленске, откуда в начале XV века был торжественно перенесен в Москву и стал образцом при создании нескольких икон, позже неоднократно копировавшихся московскими художниками, в том числе – Дионисием.
В центре верхнего поля иконы представлена Святая Троица, повторение главного образа Троице–Сергиева монастыря, а по углам – фланкирующие этот образ полуфигуры архангелов. На боковых полях изображены поклоняющиеся Богоматери преподобные в рост: слева – Евфимий Великий, подвижник конца IV – V века, основатель лавры близ Иерусалима, послуживший одним из примеров смиренного монашеского жития для Сергия Радонежского, а справа – сам святой Сергий. На нижнем поле помещены пять поясных изображений преподобных, предположительно – Евфимия Суздальского, Варлаама Хутынского, Димитрий Прилуцкого, Кирилла Белозерского и Павла Обнорского.