Икона «Преподобный Кирилл Белозерский».
Середина XVII века
109,0 х 37,0 см
Происходит из Глушицкого Покровского монастыря
© Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ВОКМ 6460
Деисусные чины с иконами русских святых известны с XV века в иконостасах Успенского собора во Владимире (1410-е гг.), Успенского собора Московского Кремля (1481 г.) и Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (около 1497 г.). Широкое распространение они получили в XVI-XVII столетиях. Изображения преподобных обычно замыкали деисусный ряд справа и слева, их включение в иконографическую программу Деисуса придавало отвлеченной церемонии предстояния важный местный акцент – моление о народе святых отцов, подвизавшихся на этой земле, а по сему более близких прихожанину данной конкретной местности.
Образ преподобного Кирилла Белозерского, почитаемого одним из основателей местных иноческих традиций, известен в составе деисусных чинов иконостаса уже с конца XV столетия. Как правило, он располагался напротив образа преподобного Сергия Радонежского. Не является исключением в этом отношении и деисусный чин иконостаса Покровского Глушицкого монастыря. В собрании Вологодского музея заповедника он находится, по-видимому, в полном составе и включает 15 икон, причем шесть из них являются образами преподобных, что вполне закономерно для монастырского храма. Помимо преподобного Кирилла Белозерского в нем представлены особо почитавшиеся на Русском Севере местные святые Дионисий и Амфилохий Глушицкие, Зосима и Савватий Соловецкие.
Образ Кирилла Белозерского находился в правой части чина. Святой представлен в трехчетвертном развороте влево, в характерной позе моления, со слегка склоненной головой, ладонь согнутой в локте и протянутой вперед левой руки находится перед грудью, в правой развернутый вниз свиток с текстом наставления братии, записанным в четыре строки, отличающимся тщательностью исполнения и красотой калиграфии: «Внимаiте // братие о в // семъ стра //х[е]».
Облик преподобного Кирилла наделен характерными для его образа чертами – высокий лоб и утонченные черты лица, немного волнистые волосы и окладистая борода средней величины, с проседью. Он отличается кротостью и благородством, в умиротворенном взоре и позе святого ощутима внутренняя наполненность Божественным светом в момент молитвы.
Автор описания: Виноградова Е.А.