Икона «Преподобный Кирилл Белозерский».
1624 год
Запись на иконе XIX века
Икона
23,8 х 9,7 х 1,4 см
Дерево
Темпера
Киот
29,5 х 14,3 х 3,5 см
Дерево
Резьба
Происходят из церкви преподобного Кирилла Белозерского в Рощенье (Вологда)
© Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
ВОКМ 5456
Иконография произведения восходит к образу преп. Кирилла Белозерского, создание которого приписывается св. Дионисию Глушицкому. В ряду многочисленных сохранившихся списков древнего первообраза вологодская икона интересна тем, что писалась, по все вероятности, как непосредственная копия и фиксирует состояние образа в период создания данного произведения. На верхнем поле в сегменте неба поясное изображение благословляющего Спаса с Евангелием. Нимб святого заходит на верхнее поле, выполнен твореным золотом, наложение которого повторяет авторское изображение нимба с растяжкой в цвете. Позем, нимб и фигура святого с тонкой описью золотом по контуру изображения.
Икона вложена в резной киот с надписью, выполненной по периметру ковчега вязью (начало на левом поле), содержащей дату создания произведения и имя заказчика: ВЪ [ле]ТО GGGKLPB (1624)- го СИЯ ИКОНА НАПИСАНА IЗОWБРАЖЕНИЕ И ВО ВСЕ[М] ПОДОБИЕ //// И МЪРА З ЖИВОПIСНАГО WБРА // ЗА ЧУДОТВОРЦА КИРИЛА ПО ЖЕЛАНИЮ И ВЪРЕ ГРЪШНАГО ЧЕРНЪЦА ФЛА[ВИАНА] (?)
По имеющимся данным трудно с полной достоверностью установить личность заказчика образа, возможно, им был инок Кирилло-Белозерского монастыря старец Флавиан, почивший в 1633 г. и погребенный возле Успенского собора.
На основе формально-стилистического анализа, материальных характеристик и характера сборки («в полдерева») можно предположить, что сохранившийся киот является центральной частью складня (имеются следы крепления петель), имел обтяжку торцов и оборотной стороны (?) тканью, монтировавшейся на клей поверх петель. Указанные признаки позволяют отнести киот к кругу того же мастера, что и киот иконы Кирилла Белозерского из Кирилло-Белозерского монастыря (КБИАХМЗ, инв. № ДЖ - 144).
Внутри ковчега установлена металлическая пластина с гравированной надписью, появившаяся там во время установки утраченного в настоящее время серебряного оклада: Находящаяся в сем Кiоте Св.// икона преп. Кирилла, белозерскаго Чуд.// Замечательна своею древностiю, О кото// рой Свидътельствуетъ вырезанная на// Краях сего Киота надпись следующаго// Содержания: // (въ Лето 7132-го) сiя икона написана// изображение и во всем подобiе и мъра // з живаписнаго образа чудотворца// Кирила пожеланiю и въръ Гръшнаго// Усер…..) конецъ надписи былъ// вызженъ Попрошествiи же 228-го года// от писанiя иконы т.е. в 1852-мъ году// От Р.Х. она она Украшена Серебря//нным позлащеннымъ Окладомъ// и самый Киотъ возобновленъ позо// лотою слов, и медным посере// бреннымъ Окладомъ съ изобра// женiмъ Всевидящаго Ока// Въ сiянiи.// При протоiерее Николае// Ламанском, Старостой// Купцомъ Николаем Колесовымъ.// На 9-е июня 1832-го года. Повторение имеющихся в резной надписи сведений вызвано тем обстоятельством, что она оказалась скрытой под окладом и недоступной для прочтения. Отдавая в указанном тексте дань уважения почитаемому образу и его заказчику, устроители оклада дополнили его новыми данными о дальнейшем почитании образа и вкладе на его украшение, сделанном купцом Николаем Колесовым. По всей вероятности, речь идет о вологодском купце Николае Павловиче Колесове (1821 г.р.), сыне вологодского купца Павла Петровича Колесова. По сведениям, предоставленным Г.Н.Козиной, в середине 1840-х годов он объявил собственный капитал 3 гильдии, а в 1853-1854 гг. торговал овощным, бакалейным, харчевенным товаром в собственной и 2 арендуемых лавках, а также был владельцем ренскового погреба (торговля вином), имел тесные связи с Ярославлем, бывал на знаменитых Макарьевской и Нижегородской ярмарках. Николай Павлович делал денежные пожертвования не только в церковь, но и в развитие театрального искусства, став ок.1850 г. владельцем вологодского театра.
Последняя по времени надпись, оставленная на обороте иконы, звучит как обращенное к святому моление о помощи искренне верующей женщины, о судьбе которой нам ничего более не известно: «В 5 нед. Вел. Поста в 1925 г. чистила эту икону // раба Божия Мария Булатова. // Помолись за мя недостойную рабу // великий угодник Божий, раба же Божия // Константина сохрани в вере Христовой».
Таким образом, представляемый комплекс предметов является не только произведением иконописи и декоративно-прикладного искусства, но и своеобразным документом о бытовании и почитании образа Кирилла Белозерского на протяжении нескольких столетий в XVII – XX веках.
Автор описания: Виноградова Е.А.